В минувшую суббοту, 2 июня мастер-класс для слушателей и студентов прοграммы «Менеджмент в игрοвых видах спοрта» RMA прοвёл главный тренер мужсκой сбοрнοй России пο басκетбοлу и пο сοвместительству тель-авивсκогο «Макκаби» Дэвид Блатт.
Дэвид Блатт рабοтает в России с 2006 гοда и за это время снисκал себе славу не тольκо грамοтнοгο и удачливогο специалиста, нο еще и открытогο и дружелюбнοгο человеκа, а это в сοвременнοм тренерсκом κорпусе бοльшая редκость. Если мнοгие из егο κоллег и на обязательные пресс-κонференции не всегда считают нужным являться, то наставник не любит и не очень умеет делать секретов из своей рабοты, и уже пοсле тогο, κак игра заκончилась, гοтов ответить абсοлютнο на любοй вопрοс. В формате пресс-κонференции он предложил прοвести и это занятие, предварив егο кратκим вступительным словом. К слову, мастер-класс прοшёл в зале «Игрοвой», перед тренирοвκой рοссийсκой сбοрнοй, κоторую Блатт в эти дни гοтовит к олимпийсκому квалифиκационнοму турниру.
– Я читаю подобные лекции уже давно, и в самых разных странах. При этом очень часто выступаю перед публикой, не имеющей отношения к баскетболу. В последнее время меня часто приглашают люди бизнеса. Как оказалось, принципы построения успешной баскетбольной команды и успешной бизнес-структуры во многом схожи. Сам процесс формирования команды, подбор игроков, какие слова вы найдёте для их мотивации… Как вы построите тренировочный процесс перед подготовкой к важному турниру, какие вы принимаете решения по ходу игры, а решения эти очень часто нужно принимать за очень короткий промежуток времени… В конце концов, как наказывать и как поощрять своих игроков, что лучше для команды – хороший игрок, или же хороший человек, пусть и не такой классный баскетболист — все это важно не только в спорте. А теперь, дамы и господа, пожалуйста, ваши вопросы. И кстати, если у вас нет вопросов, вы можете покинуть площадку (последние слова Блатт произнес, естественно, в шутку, он вообще много и охотно острит по ходу своих выступлений, но здесь он напрасно, что называется, напрашивался на комплименты – вопросов было много, и встреча едва уложилась в отведенные два часа, да и то только потому, что на паркет уже стали выходить баскетболисты российской сборной).
«КОГДА Я ПРИНЯЛ СБОРНУЮ РОССИИ, ОНА БЫЛА НА ДНЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ»
– Насколько трудно тренировать баскетболистов из другой страны? Помимо языка необходимо ведь понимать еще и менталитет игроков…
– На самом деле это исторический вопрос. Уже почти семь лет назад определённые люди приняли решение и предложили мне работать с российскими баскетболистами. Это были олимпийский чемпион Сергей Тараканов, который тогда был генеральным менеджером сборной России, и Сергей Чернов, прежний президент баскетбольной федерации вашей страны. Ни у меня, ни у них не было никакой уверенности в успехе, но для себя я посчитал это новым, и очень серьёзным вызовом. Ведь до этого с национальными сборными я не работал, хотя небольшой опыт работы в России у меня уже был. Я тренировал «Динамо» из Санкт-Петербурга. Но сборная – это совсем другой уровень. Вы должны уважать традиции, которые были заложены до вас, но при этом должны руководствоваться своими теорией и практикой и давать результат…
Когда я сказал, что сборная страны – это другой уровень, я имел в виду и уровень сложностей. В самом начале работы мне пришлось столкнуться со многими вещами, которые пришлось менять.
Прежде всего – мышление игроков. Атмосфера тогда и в команде, и вокруг нее была очень напряженной. Сборная России опустилась на самое дно европейской классификации, и как оттуда выбираться, было не совсем понятно. Доходило до того, что некоторые баскетболисты отказывались ехать играть за сборную, в клубах к ним пытались принимать какие-то меры, естественно, все это нервировало и меня, и самих игроков…
Первое решение, которое я принял, и которое не всеми было сразу понято – в сборной будут играть те, кто этого сам хочет. Выступая за сборную ты должен, во-первых, испытывать гордость за свою страну и за то, что представляешь её, а во-вторых, получать от игры удовольствие. Естественно, что по принуждению это сделать трудно. Но постепенно, с помощью хороших людей и хороших игроков удалось, пусть и не сразу, изменить атмосферу в команде. Эта атмосфера, кстати сказать, существует до сих пор. И если первое время у меня не было особого выбора, то сейчас мне иной раз приходится отказывать хорошим баскетболистам, ведь в заявку попадает только 12 человек.
Помимо прочего, мне удалось убедить игроков в том, что игра за сборную это ещё и возможность улучшить свою карьеру. Пример Тимофея Мозгова говорит сам за себя. Именно приглашение в сборную и удачная игра на чемпионате Европы в Польше позволили ему «засветиться» перед американскими скаутами, а приглашение в НБА не заставило себя долго ждать. Никто не говорит, что в своём клубе он был не так заметен, но его заокеанская карьера началась именно после игры за национальную команду… Нет односторонней отдачи – если ты хочешь что-то получить, то ты должен и что-то сделать. Выступая за сборную, ты в конце концов, играешь и за себя.
«МЕНЕДЖМЕНТУ “МАККАБИ” УДАЁТСЯ ВЫВОДИТЬ БЮДЖЕТ “В НОЛЬ”
– Что вы можете сказать о европейском баскетболе как бизнесе? Прибыльное ли это дело?
– Баскетбольный бизнес в Европе – абсолютно неприбыльная вещь. Есть клубы, такие как например, “Барселона”, которые являются частью большой системы, где на вершине футбольная команда, а остальные удачно существуют, так сказать, в лучах её славы. Но таких не много. Есть команды, существующие за счёт бюджетных средств. Городское или региональное руководство считает, что выгодно иметь команду на своей территории, и находит для этого деньги. В России, например, существует такая практика… Так или иначе, сами клубы доходными предприятиями не являются. Если позволите, я на примере “Маккаби”, который я тренирую, попробую показать, как устроен баскетбольный бизнес в Европе.
Израильский гранд, к слову, один из немногих успешных клубов в Старом Свете. Я имею в виду экономическую составляющую. У менеджмента получается выводить команду “в ноль”. Треть своих доходов клуб получает от продажи прав на телевизионные трансляции, как матчей внутреннего чемпионата, так и игр в Евролиге. Следующая, и очень важная часть доходов – это продажа билетов. Домашняя арена “Маккаби” вмещает больше 10 тысяч зрителей, а игра команды так нравится болельщикам, что в Тель-Авиве почти всегда аншлаг. И это позволяет привлекать спонсорские и рекламные деньги, что является третьей составляющей доходной части бюджета.
От владельцев, а это юридическое лицо, команда получает примерно 10% своего бюджета. В других европейских клубах этот процент может достигать половины или даже больше… В Америке ситуация несколько иная, там баскетбол давно отлаженный бизнес, но даже и там случаются всякие катаклизмы. Достаточно вспомнить локаут в прошлом сезоне, когда и клубы и лига понесли огромные финансовые потери. Так что, если у вас есть деньги, то лучше вложить их во что-нибудь другое.
– Вернёмся к делам сборной. Как вы думаете, почему квалификационный олимпийский турнир проводится именно в Венесуэле?