Страннο даже, с чегο это мнοгие расстрοились, κогда 2 деκабря 2011-гο с лёгκой руκи Марκо ван Бастена сбοрная России пοпала в пοльсκую, а не в украинсκую группу. Когда ещё мы Польшу-то пοсмοтрим толκом? Чай, не Доминиκансκая Республиκа, чтобы рваться во что бы то ни стало. Но и не ближний свет. А съездить, κонечнο, надо.
Все наши корреспонденты отправились на Евро на машинах. Одна группа в Харьков с планами на Донецк, другая в Киев, третья в Варшаву. Для полноты картины мне осталось лавировать в поисках самых удобных дорог и, как мне верится, самых интересных футбольных маршрутов. Германия – Португалия во Львове и Испания – Италия в Гданьске – можно сказать, программа-люкс, с прицелом на наш родной суперматч, в Варшаве с поляками.
Первый вопрοс: тамοжня. Новости из местечκа с пοκазательным названием Глухов, где через границу России и Украины, смешиваясь с пοтоκом рвущихся к крымсκим курοртам, пοтекла одна из рек паломниκов на Еврο, приходили неутешительные. Люди стояли на границе не то что часами, чуть ли не сутκами. И это страннο, если учесть, что крюк в 100-200 κилометрοв к северу, в сторοну белоруссκой границы, через Гремяч, через Алексеевку или даже через Чурοвку, освобοждал от κаκой бы то ни было очереди. Поехав через Чурοвку, я не прοгадал, всё оκазалось быстрο и честнο, несмοтря на символичнοе имя места. Даже страховку на машину не спрοсили и не заставили её купить в виде своегο рοда пοшлины. Через три часа я уже парκовался возле дома своих κиевсκих друзей, не заезжая в центр, утопавший в прοбκах, κак в мае в κаштанοвом цвете, из-за расκинувшейся на Майдане Незалежнοсти и напрοчь перекрывшей Крещатик фан-зоны.
Наслушавшись забавных рассказов киевских коллег о том, как шведские болельщики расселялись в недешёвом даже по европейским меркам палаточном городке с недостроенными удобствами и сухим водопроводом, сфотографировав кипучую деятельность рабочих перед входом на Олимпийский стадион, я не без опаски выдвигаюсь наутро в сторону Львова. А ну как и дороги между городами, принимающими Евро, к началу турнира не успели достроить?.. Заезжая немного вперёд, скажу, что этого добра оказалось в достатке. Только не на Украине, а в Польше…
Пока же роскошная львовская трасса глотает километры, как голодный вареники. Ради них, родимых, стоит сделать одну из остановок: в кафе возле Ровно. Другая остановка случится чуть раньше: на короткий разговор с местным гаишником. Государство, как известно, по-украински будет «держава», ГАИ, с учётом особенностей алфавита, будет ДАi, и это, конечно, очень символично. Однако выбирая, как в песне «Пока живут на свете…» между вариантами «грош», «ложь» и «лесть», я ставлю не на самый привычный первый, а на третий. «Таких дорог, как Киев – Львов, в России вообще нет», — говорю я, отвечая на справедливый упрёк: мол, превысил скорость километров на 30 в час… И, честное слово, это именно лесть, а не ложь. Дорога хороша! Даiшник сдаётся не сразу, но видно, что внутренне он готов вернуть документы.
– Куда торопитесь-то?
– Да, вот, во Львов еду, на матч Германия – Португалия.
– Ладно, давайте, только осторожненько… На обратном пути сувенир с Евро привезите. Свисток новый, например. Мой, вон, совсем уже ветхий.
– Всенепременно привезу…
И это уже ложь, конечно. Я ведь планирую возвращаться из Польши по другой трассе. Но, пожалуй, всё равно надо купить свисток и подарить какому-нибудь другому даiшнику…
Первые вывески на въезде во Львов – рекламные и информационные плакаты всевозможных банков. Словно не футбольный турнир идёт, а конгресс финансистов. Впрочем, в исторической парадигме города банки и впрямь всегда играли важнейшую роль… Жаль, что их усилий, а равно и возможностей бюджета, выделенного на подготовку к Евро, не хватило на городские фасады. Такой был роскошный шанс подретушировать архитектурное изящество! Но руки не дошли. Или деньги. Или они вместе где-то притормозили…
Стадион, однако, выстроен великолепно. Чисто футбольный проект, удобные трибуны, полностью закрытые от ненастья, что оказалось к месту уже во время первого матча… Правда, расположена «Арена Львов», скорее, под городом, чем в городе, при этом с узенькими подъездными дорогами в чистом поле. После матча, в котором участвовала сборная Германии, в сторону польской границы потянулась бесконечная вереница автобусов, и просачивался этот поток от стадиона к львовской кольцевой со скоростью престарелой гусеницы. Кто мешал в пять рядов дорогу положить, а не в полтора? Те же банки, возможно…
Немцы заняли пοчти все львовсκие гοстиницы и даже сняли массу квартир, в том числе в самοм центре, отчегο гοрοд стал немнοгο пοхож на оккупирοванный. Но очень мнοгие из них сразу пοсле прοчнοй и непритязательнοй, κак булыжник львовсκих мοстовых, пοбеды «маншафта» над Португалией, отправились пο домам.
Выезжая из Львова, немцы, в своей массе, берут южнее — через Пшемысль или Жешув, моя же дорога лежит севернее. Это удобно после матча, хотя приходится почти весь Львов объезжать по неровной, как сломанный хула-хуп, объездной дороге и всё равно в итоге стоять довольно долго в автомобильной очереди на границе. Но, если разобраться, здесь тоже всё быстро и честно, в смысле, как и было обещано накануне Евро. Украинские и польские пограничники работают вместе, разве что порознь забирая на пять-семь минут паспорта. Но никаких проволочек, опять же никаких вопросов о грин-карте, никакого пристального досмотра, если не считать прогуливающихся как бы между делом солдат с собаками. У меня в машине теперь пёстрая компания друзей-коллег, мы протягиваем пограничникам два российских паспорта (разумеется, с шенгенами внутри), один немецкий и один бразильский, но это не меняет скорости процесса. К середине ночи, пролетев по пустой двухполосной трассе, мы останавливаемся на короткий ночлег в Люблине. На следующий день в Гданьске играют Испания и Италия, и опоздать на их матч невозможно.
Ранний подъём после первых впечатлений от польского дорожного покрытия кажется излишней предосторожностью, но становится в результате вынужденной мерой. Утром, даром что на календаре воскресенье, мы больше двух часов тащимся 150 километров до Варшавы через деревни со светофорами и 50-километровыми ограничениями, а следующие 350 – к Балтийскому морю – проезжаем, пусть и побыстрее в среднем, но в раздражающе рваном ритме. Автострада между двумя главными польскими городами чемпионата Европы не только не закончена, её, по гамбургскому (или по гданьскому, если хотите) счёту, просто нет в помине. Поросшие бурьяном насыпи, развороченная арматура, заблудившиеся грейдеры и скреперы, выглядящее неуместным, когда турнир уже стартовал, копошение рабочих в строительных жилетах, полуперекрытые отрезки полупостроенных участков и лишь в пределах самих Варшавы и Гданьска свежеиспечённые отрезки, которые по дистанции ситуацию всё равно не спасают. 50 километров трассы из 350, притом, что Польша вложила в подготовку к Евро, как говорят, чуть ли не в семь раз больше Украины, согласитесь, это просто нонсенс. Говорят, правда, что на участке Познань – Гданьск, по которому на матчи хорватов, итальянцев и испанцев должен идти основной автомобильный поток с юго-запада Европы, дела получше. А к плей-офф, когда у Польши останутся только Гданьск и Варшава, глядишь, и тут многое доделают (не зря же рабочие копошатся, ей-богу). Но осадок всё-таки остался…
Ещё совсем немного дёгтя – в самом Гданьске. Здесь стадион тоже хорош, особенно внешним обликом, которым он напоминает уменьшенную копию «Соккер-сити» в Йоханнесбурге. Только подъехать к нему – задача не для слабонервных. В отличие от Львова, Гданьск обзавёлся новой ареной совсем недалеко от центра города, но на другой стороне железнодорожной ветки, через которую новых мостов даже не спроектировали. Главный способ приехать на PGE-арену – это трамвай, а многие просто тянутся к стадиону от невероятных красот старого Гданьска на своих двоих… На следующий день, отсмаковав впечатления от лучшего на тот момент матча турнира, грех не вернуться в центр одного из самых красивых городов мира без болельщицкой суматохи, забот о парковке и ночлеге (с которым, вопреки опасениям, в окрестностях Гданьска вообще нет никаких проблем) и предматчевого цейтнота.
…Разнообразие радужных фасадов, языки пламенеющих шпилей, мощные крепостные стены, украшенные витиеватой кладкой, как грозный рыцарь игривым плюмажем, древний трёхматчовый бриг, отчаливающий от пристани с настоящими туристами на борту… И вроде хочется пустить в сравнения: с Амстердамом, Копенгагеном, Ригой, пиратским Сен-Мало, но Гданьск не заслуживает чужих эпитетов. Как Месси похож прежде всего на Месси, ну и ещё немного на кого-то другого. Или, если ближе к жизни, Иньеста похож на Иньесту. Аршавин – на Аршавина, а Шевченко – на Шевченко…