Во время этапов Мировой серии «Рено» организаторы традиционно проводят демонстрационные заезды с участием одной из команд Формулы-1. В случае со Спа в гости к WSR приехали «Ред Булл» и Даниэль Риккиардо. Зрителей австралиец порадовал эффектным пилотажем, а журналистов – достаточно протяжённой пресс-конференцией, самые интересные фрагменты который мы представляем ниже.
– Даниэль, во время демонстрационных заездов вы проехали по «Красной воде» не снизу вверх, а сверху вниз. Не на полном газу ехали?
– Пока нет! Но если бы конфигурация трассы была такой, если бы это был обычный гоночный уик-энд, то при наличии дополнительного сцепления от остатков резины – кто знает? Думаю, было бы близко к этому. Ощущения в машине несколько странные, да. Когда вы начинаете спуск, то машина становится очень лёгкой, но внизу поворота прижимная сила очень большая! Были ощущения, что можно проехать ещё быстрее. Если бы такой поворот был где-то на другой трассе, было бы хорошо!
– Что бы вы посоветовали тем молодым гонщикам, которые сейчас выступают в разных классах Мировой серии «Рено»?
– Я в своё время чувствовал большое давление, но вместе с тем получал удовольствие. Собственно говоря, я призывают получать удовольствие от того, чем вы занимаетесь. Не давите на самого себя слишком сильно, особенно в свой первый сезон! Вокруг вас много опытных команд и пилотов, так что учитесь у них и становитесь лучше с каждой гонкой.
– Кто из нынешних участников WSR мог бы попасть в Формулу-1, на ваш взгляд?
– Трудно сказать! В Мировой серии есть пилоты, имеющие поддержку команд Ф-1 – Бёрд, Бьянки, Соренсен, Росси, Стэневэй… Тем, у кого есть такая поддержка, будет попроще. У них есть серьёзная возможность! Я также могу отметить Даню Квята из Формулы-Рено 2.0. Думаю, это очень хороший пилот, и он идёт по тому же пути, который прошёл я. Если он продолжит в том же духе, то может многого добиться. Вероятно, я мог бы назвать и других гонщиков, но, наверное, у этих шансы самые хорошие.
– В нынешнем сезоне Формулы-1 несколько команд-середняков уже добились больших успехов. Чувствуете ли вы, что на подходе ваша очередь?
– Я надеюсь на это. Но вместе с тем надо понимать, что по ходу развития сезона шансы на такие успехи становятся ниже: топ-команды добиваются большего в доработке машины и становятся сильнее. Мы стараемся добиться максимума каждый уик-энд, атакуем, но пока не удаётся показывать те результаты, которых мы хотим.
Мы рабοтаем над развитием бοлида, и, например, в Канаде наша машина будет отличаться от прежней: будут нοвинκи, κоторые до этогο не испοльзовались нами в гοнκах. Посмοтрим, не пοлучится ли гοнκа таκой же сумасшедшей, κак в прοшлом гοду с дождём. Если что, мы пοстараемся воспοльзоваться шансами.
– Учитывая ваши слова о прогрессе топ-команд, получается, что вы больше думаете о стабильном попадании в очки, нежели мечтаете о высочайшем результате, как у Мальдонадо и Переса?
– Да, именно так. В предыдущих гонках мы были достаточно сильны для борьбы за очки, но когда наш темп был не особенно хорош, то мы рисковали – например, выбирая для пилотов разную стратегию. В Монако Жан-Эрик совершил пит-стоп очень рано, и ему чуть-чуть не хватило, чтобы стать седьмым. Я, напротив, оставался на трассе очень долго, надеясь на дождь. Так что мы пытаемся рисковать. Как я уже сказал, в Монреале у нас будут обновления, и мы надеемся прибавить в стабильности.
– Можете подробнее рассказать о новинках, которые появятся в Монреале?
– Надеюсь, канадские новинки всё скажут сами — своими результатами. Я не хочу рассказывать всё слишком подробно. Надеюсь, у нас будут положительные результаты. Машина должна смотреться по-другому — может быть, не внешне, но по скорости.
— В чём сильные и слабые стороны вашего болида?
— Думаю, даже у машины, выигрывающей чемпионаты мира, есть слабые места. Например, вы всегда хотите, чтобы у машины было лучше сцепление на выходе из поворотов. Болиды обладают большой мощностью, и гонщик хочет как можно раньше начинать давить на газ. Впрочем, я удивлюсь, если пилоты «Феррари», «Ред Булл», «Мерседеса» и других команд скажут вам, что полностью довольны ситуацией со сцеплением.
Если гοворить о сильных сторοнах, то, думаю, машина «Торο Россο» хорοша в сκорοстных пοворοтах: мы видели это в Малайзии и отчасти в Бахрейне. У нас хорοший баланс в плане прижимнοй силы, нο у других κоманд тоже хорοшая техниκа.
– В этом году Формула-1 стала более непредсказуемой, и одна из главных причин – шины. Как вы относитесь к нынешним покрышкам?
– В нынешнем году шины немного изменились, а в моём распоряжении машина, которая очень отличается от моей прошлогодней. Да, вероятно, шины являются одним из важнейших факторов, но не всегда. Например, в квалификации в Бахрейне больше зависело не от шин, а от настроек. Думаю, чем больше времени команды проведут с нынешними покрышками, тем лучше они их поймут. Лично мне нужно ещё немного практики, чтобы полностью разобраться в их работе.
В целом зрелище получается захватывающим. Возможно, первые шесть Гран-при принесли нам самый захватывающий старт сезона в истории Ф-1! Я набрал очки в Мельбурне, но и некоторые другие гонки принесли мне удовольствие. Я говорю о Малайзии, Барселона тоже была неплохой, в Монако было весело. Я продолжаю учиться.
– Какие отношения с соотечественником Уэббером? Он даёт вам советы? Может быть, вы вместе проводите вечеринки после гонок?
– Да, после Монако мы выпили семь литров пива! Шучу, конечно. Думаю, для гонщиков наши отношения можно назвать дружескими. В Формуле-1 вы найдёте не так много пилотов, кто сказал бы, что у него есть друзья в пелотоне. Марк даёт мне советы, если я прошу, помогает, как может.
– То есть вы дружите больше с Марком, чем с Жаном-Эриком?
– (Смеётся.) Вероятно. Очевидно, что в этом году мы с Жаном-Эриком скорее соперники, ведь пилот всегда хочет победить своего напарника. А вот с Марком ситуация несколько иная: он намного старше и выступает в «Ред Булл», между нами нет прямой борьбы. А с Жаном-Эриком мы боремся больше.
– Но разве вы не надеетесь заменить Марка в «Ред Булл»?
– Я не знаю, заменю ли я Марка. А вдруг куда-нибудь уйдёт Себ? Не знаю. Мне хотелось бы попасть в «Ред Булл» и выступать на высочайшем уровне. Да, здорово, что я оказался в Формуле-1, но пока я не выступлю за «Ред Булл», то мою мечту нельзя считать выполненной на сто процентов. Мне предстоит серьёзная работа, мне нужно добиться хороших результатов, чтобы остаться в Ф-1. У меня нет никаких гарантий на следующие сезоны.
– Есть ли у вас на примете другие австралийцы, которые могли бы попасть в Ф-1 в скором времени?
– Знаете, когда я выступал в австралийском картинге, то не всегда был там самым быстрым: было много ребят, которые побеждали меня. Думаю, одна из главных проблем для австралийцев – это решиться на переезд в Европу. Тем более что в Австралии есть серия Supercars, позволяющая никуда не уезжать. Другой вопрос – финансовый: переезд в Европу – дело сложное. Надеюсь, кто-нибудь у нас появится. Главное – сделать первый шаг и переехать в Европу, посвятив себя гонкам. Уверен, таланты у нас есть.